16 июля 2020

Депутаты хотят заставить Facebook и Twitter удалять информацию

Глава комитета Госдумы по информполитике Александр Хинштейн и его заместитель Сергей Боярский внесли законопроект о штрафах до 15 млн руб. для владельцев сайтов, не удаляющих информацию, распространение которой в России запрещено. В обоснование инициативы авторы ссылаются на отказ YouTube, Facebook и Twitter удалять такую информацию вопреки требованиям Роскомнадзора.

Законопроект, внесенный в Госдуму 16 июля Александром Хинштейном и Сергеем Боярским, предлагает дополнить Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) новой статьей, по которой провайдеры и владельцы сайтов будут получать штрафы, если не ограничивают доступ к запрещенной или противоправной информации или не удаляют ее. В этом случае для юридических лиц сумма штрафа составит от 800 тыс. руб. до 4 млн руб., а при повторном нарушении — от 4 млн до 8 млн руб.

В случае с информацией, содержащей призывы к экстремизму, детскую порнографию или способы получения наркотиков, штрафы составят от 3 млн до 8 млн руб.— и от 8 млн до 15 млн руб. при повторном нарушении.

Хостинг-провайдеры, владельцы сайтов и информационных ресурсов в интернете обязаны ограничивать доступ или удалять запрещенную или иную неправомерную информацию в интернете, однако за неисполнение этих требований никакой ответственности для них не предусмотрено, поясняют авторы инициативы. При этом, по состоянию на апрель 2020 года, выявлено около 20 тыс. фактов неудаления запрещенной к распространению информации, отмечают депутаты со ссылкой на данные Роскомнадзора. В частности, к апрелю на YouTube не удалено более 10 тыс. ссылок на такую информацию, в Twitter и Instagram — более 1 тыс. ссылок и в Facebook — 362 ссылки, перечисляют они в пояснительной записке.

Предлагаемые штрафы, по мнению парламентариев, «соответствуют общественной опасности правонарушения».

Ранее зарубежные социальные сети уже столкнулись с многомиллионными штрафами. В феврале Twitter и Facebook получили штраф 4 млн руб. каждый за отказ переносить в Россию серверы с данными российских пользователей. Эта норма была введена в КоАП только в декабре прошлого года. До этого соцсети были оштрафованы на 3 тыс. руб. каждая только за отказ предоставить информацию о локализации данных россиян. Twitter попытался оспорить это наказание в Верховном суде, но не преуспел.

Обсуждения такой меры начались еще в ноябре 2018 года, напоминает ведущий аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян. Вопрос в том, насколько значимы вообще такие штрафы для крупных зарубежных соцсетей и как взыскивать эти средства, полагает он. «Но, на мой взгляд, для «Яндекса» и Mail.ru Group такие меры могут стать головной болью»,— заключает аналитик.

Председатель комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России и сооснователь Moscow Digital School Александр Журавлев считает, что это «опасный законопроект», поскольку нарушителем могут признаваться не только хостинг-провайдеры, но и неопределенный круг лиц.

«То есть это могут быть не только сами соцсети, но и их пользователи, а также привлеченные для администрирования сайтов компании. Такая практика может привести к злоупотреблениям»,— предупреждает он. Реальной альтернативой штрафам он называет замедление доступа к иностранным страницам сервисов или воздействие на них через платежных агентов.

Один из законопроектов господина Боярского в отношении жесткой регуляции соцсетей ранее «застрял» в Госдуме, а теперь это его новый заход, уже в паре с новым главой профильного комитета господином Хинштейном, констатирует руководитель «Роскомсвободы» Артем Козлюк. «Этот проект имеет, к сожалению, высокие шансы на принятие, а большие изначальные штрафы — скорее всего предмет торга с представителями отрасли, чтобы сделать их более сговорчивыми на стадии принятия закона»,— рассуждает он. По мнению Артема Козлюка, понятие экстремизма имеет очень широкое толкование у госисполнителей, и введение подобных штрафов в текущей политической конъюнктуре — «непомерный налог на свободу слова».

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4417709

Пройти обучение в Moscow Digital School

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности