09 июля 2020

Эксперты Moscow Digital School предлагают оптимизировать законодательное регулирование интернет сервисов

Речь идет о том, чтобы стимулировать развитие российского рынка и создания правил работы для иностранных игроков

Новые субъекты медиарынка — аудиовизуальные сервисы (онлайн-кинотеатры, видеосервисы, ОТТ-сервисы, видеоплатформы, VOD-сервисы и др.) в России динамично развиваются. Согласно исследованию TelecomDaily по итогам 2020 года российский рынок онлайн-видео вырастет на 30-35% и достигнет 37 млрд руб. по сравнению с прошлым годом. Максимальный рост выручки за 2019 год показали онлайн-кинотеатр Start (242%), Okko (97,7%), «Премьер» (86,7%) и ivi (55%).

Но вместе с развитием рынка существующие регуляторные механизмы фактически не работают и не отвечают интересам российских интернет-площадок, операторов связи, телеканалов, и производителей контента. Несмотря на то, что законодательство об аудиовизуальных сервисах действует более 3-х лет, в специальный реестр аудиовизуальных сервисов так и не включен ни один сервис. Реальный контроль за деятельностью зарубежных сервисов не осуществляется.

Для модернизации законодательства, регулирующего рынок аудиовизуальных сервисов, эксперты Moscow Digital School в рамках деятельности Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России разработали предложения и направили их на рассмотрение в Правительство РФ, Государственную Думу, Совет Федерации, Роскомнадзор, Минкомсвязь и ФНС России. В подготовке предложений приняли участие профильные ассоциации, крупные российские компании – поставщики аудиовизуального контента: Ассоциация «Интернет-видео», IVI.RU, Яндекс, Кинопоиск, Мегафон, МТС, Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК), Институт развития интернета (ИРИ), представители науки и другие участники.

По словам председателя Комиссии и сооснователя Moscow Digital School Александра Журавлева, важно внедрить в российское законодательство работающую модель, которая позволит обеспечить равноприменимость требований закона ко всем участникам рынка, а также создаст комфортную правовую среду.

“На сегодняшний день действующая система регулирования фактически не работает, так как существуют проблемы с системой и порядком подсчета пользователей для включения в реестр АВС, также с учетом развития технологий многие компании сейчас являются АВС, но формально они под закон не подпадают. Кроме того, необходима систематизация законодательства о средствах массовой информации, информации, информационных технологиях, защите информации, о связи, об интеллектуальной собственности, о рекламе”.

“Следует внедрить правила работы компаний-нерезидентов, оказывающих услуги в России: разрешить иностранным интернет площадкам действовать в стране при наличии представительства или совместной с российским партнером организации, открытие которых будет проходить по согласованию с Правительственной комиссией”, — подчеркивает Журавлев.

Заместитель генерального директора по правовым вопросам Института развития интернета (ИРИ) и преподаватель Moscow Digital School Борис Едидин рекомендует использовать уже реализованный в Европе опыт легализации деятельности зарубежных компаний.

“К обязательному требованию о наличии представительства на территории России необходимо добавить норму о постановке его на учет в российских налоговых органах или совершении платежей через платежных агентов, находящихся в пределах страны. Для реализации такого инструмента необходима слаженная работа Центрального Банка, ФНС и Роскомнадзора”, — подчеркивает эксперт.

При этом, Комиссия полагает, что представительства может быть реализована по новой и комфортной модели личного кабинета в информационной системе. Такая практика уже существует в Канаде и ЕС.

Генеральный директор Ассоциации “Интернет-видео” Алексей Бырдин позитивно оценивает предложения Комиссии, добавляя, что в ходе оптимизации регулирования аудиовизуальных сервисов необходимо решить следующие задачи:

“Требования российского законодательства в области аудиовизуальных сервисов должны исполняться всеми видеосервисами, в том числе зарубежными, которые превышают порог по количеству пользователей или объему выручки в России. При этом требования к распространяемой информации нужно пересмотреть, убрав неточности и избыточные нормы. И, конечно, развитие российских игроков этого рынка необходимо всячески стимулировать”, — отмечает Бырдин.

Для развития российского рынка АВС, производства и распространения отечественного аудиовизуального контента эксперты рекомендуют усовершенствовать механизмы налогового контроля за деятельностью иностранных компаний и параллельно расширять меры налогового стимулирования российских игроков.

По словам Бориса Едиина, сейчас российские компании уплачивают значительно больше налогов по сравнению с иностранными поставщиками аудиовизуального контента, несмотря на действующий с 01 января 2017 года закон «о налоге на Google».

“Неравные условия налогообложения, за счет которых зарубежные компании получают преимущества по отношению к отечественным, очевидны. Такое неравенство нередко заставляет российские компании регистрироваться за рубежом, то есть фактически менять российскую юрисдикцию на иностранную”, — говорит Едидин.

В части налогового законодательства Комиссия предлагает рассмотреть возможность установления стимулирующих мер для российских аудиовизуальных сервисов и введения в заявительном порядке перехода на льготный режим налогообложения (по аналогии со льготами для российских IT-компаний, объявленных президентом России в рамках “налогового маневра”), если доля российских пользователей в аудитории АВС превышает 50% или если доля российского контента превышает 75%. Также предлагается рассмотреть введение кода ОКВЭД, соответствующего деятельности аудиовизуальных сервисов.

Более того, по мнению Александра Журавлева, в рамках налогового маневра в IT-отрасли необходимо расширить категорию субъектов, которые могут претендовать на льготный режим, с производителей программного обеспечения на владельцев АВС и иных подобных субъектов которые фактически осуществляют свою деятельность через цифровые сервисы.

“Мировая практика «цифрового налогообложения» не разделяет цифровые компании на более мелкие категории, поскольку всем им присущи одни и те же признаки: в первую очередь, разрыв места создания стоимости и место реализации их услуг”, — подчеркивает эксперт.

Комиссия также считает, важным ввести в КоАП РФ новые составы правонарушений для иностранных компаний, поскольку крупные зарубежные сервисы, реализующие свои услуги в России, не всегда исполняют требования российского законодательства.

Такая необходимость обусловлена конкретными примерами: Facebook и Twitter до настоящего времени не исполняют судебные акты по штрафам за не локализацию персональных данных. Именно поэтому новым нормам законодательства должны сопутствовать и эффективные рычаги принуждения компаний-нерезидентов к их исполнению. Органы исполнительной власти должны иметь в своем распоряжении соответствующий набор процедур, обеспечивающих исполнение административных требований и судебных актов. Рациональным выбором мер против компаний, не подчиняющихся законным требованиям органов исполнительной власти или вступивших в силу решений судов, будет препятствие оказания их цифровых услуг на территории РФ. Поскольку оказание цифровых услуг осуществляется посредством сетей связи, действенной мерой может стать ограничение доступа или управление трафиком в целях ухудшения качества услуги (за счет снижения пропускной способности сетевого соединения). Данный подход теоретически допустим и не является нарушением принципа сетевой нейтральности. Однако, его эффективность, точность и целесообразность применения требует отдельной оценки и предварительных тестов на предмет возникновения технических угроз добросовестным участникам рынка.

Важно отметить, что многие представленные предложения Комиссии могут быть по аналогии применены к другим IT-компаниям и цифровым сервисам, действующим в России.

Ознакомиться с заключением Комиссии Вы можете по ссылке: http://alrf.msk.ru/yuristy_i_uchastniki_rynka_predlagayut_optimizirovat_zakonodat

Новость в Коммерсантъ: https://www.kommersant.ru/doc/4407923

Пройти обучение в Moscow Digital School

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности