Эмодзи и интеллектуальная собственность 🙂

Эмодзи и интеллектуальная собственность 🙂

Во всемирный день эмодзи преподаватели Moscow Digital School Ксения Даньшина и Ольга Марюхина подготовили подробный разбор интеллектуальной собственности эмодзи: какие бывают эмодзи, как они охраняются, кто может получить патент на использование эмодзи и, наконец, можно ли использовать их в качестве доказательной базы. 

Сложно найти человека, который бы хоть раз в переписке не поставил эмодзи 😊

Однако мало кто задумывается, распространяются ли на эмодзи положения об интеллектуальной собственности? На самом деле – распространяются! Эмодзи охраняются и как объекты авторского права, и,  в случае их регистрации, как товарные знаки. Права в этом случае принадлежат компании, которая разработала или зарегистрировала эмодзи. 

Эмодзи бывают двух категорий: 

  • стандартные, соответствующие системе Unicode, которые распознаются большинством платформ и устройств, но тем не менее могут отображаться со своими характерными особенностями. 
  •  и персонализированные, которые могут создаваться для конкретных платформ или брендов. Примерами таких «брендированных смайлов» могут быть особые эмодзи с эмблемами спортивных команд, используемые вместе с соответствующими хэштегами (эмодзи команд Национальной футбольной лиги США), или эмодзи от знаменитостей (Kimoji от Ким Кардашьян).

Стандартные смайлики Unicode доступны для любого пользователя, однако, оригинальные вариации в изображениях одних и тех же смайлов позволяют таким компаниям, как Apple, Facebook и Microsoft, претендовать на права интеллектуальной собственности для своей уникальной версии эмодзи, используемой в их операционных системах. Персонализированные эмодзи, выполненные в фирменном стиле, могут быть также частью trade dress платформы и бренда.

Однако их доступность для публичного использования варьируется в зависимости от компании. Некоторые компании, такие как Google и Twitter, открыто лицензируют свои охраняемые авторским правом смайлики, в то время как такие компании, как Apple, гораздо строже ограничивают использование своих смайликов третьими лицами. Так, еще в 2018 году Apple отклонила несколько обновлений приложений в AppStore из-за нарушений своих авторских прав – разработчики использовали эмодзи в интерфейсе приложений и рекламных скриншотах.

Стратегия охраны и защиты интеллектуальных прав на смайлики позволяет некоторым их создателям получать немалый доход. Так, например, журналист Франклин Лоуфрани подал заявку на товарный знак для своего дизайна смайликов во Франции в 1971 году и впоследствии получил международную регистрацию, охватывающую 19 классов МКТУ и охраняемую в 15 европейских и африканских странах. Компания, которую он основал, теперь управляется его сыном Николасом и владеет портфелем с примерно 1500 регистраций товарных знаков в более чем 80 странах. Основной бизнес компании - это лицензирование портфеля третьим лицам для широкого спектра продуктов и услуг. Сейчас эмодзи Loufrani получают годовой доход более 400 миллионов долларов и входят в топ-100 мировых лицензиатов.

Сын дизайнера смайлика Харви Болла основал в 2001 г. фонд Harvey Ball World Smile Foundation, подразделение которого владеет около 1700 регистрациями товарных знаков, в семи юрисдикциях, в особенности в Японии, где ему принадлежит более 1400 товарных знаков.

Еще один игрок в мире товарных знаков эмодзи - компания Emoji, базирующаяся в Гамбурге, Германия - создала портфель из почти 500 регистраций товарных знаков в 70 странах, представляющих собой исключительно словесные товарные знаки "emoji" и их вариации.

Таким образом, одни и те же эмодзи могут быть зарегистрированы как товарные знаки различными компаниями и использоваться для индивидуализации различных товаров и услуг. Однако, в ряде случаев правовая охрана эмодзи может быть прекращена вследствие их неиспользования в коммерческой деятельности в течение установленного срока. Например, платформы и мессенджеры, как правило, предоставляют бесплатные наборы смайликов, которые пользователи могут включать в сообщения, но это нельзя назвать использованием для индивидуализации товаров и услуг конкретной компании. 

Кроме того, эмодзи могут быть и объектами патентного права. Смайлики могут быть зарегистрированы в качестве промышленных образцов, в том случае, когда являются декоративным, нефункциональным элементом дизайна предмета. Например, патент на дизайн США D793, 512 получен на надувную подушку для плавания в виде подмигивающего смайлика. Однако платформы и мессенджеры, вероятно, не могут получить патенты на дизайн для использования эмодзи в интернете, поскольку они выполняют функцию облегчения коммуникации между пользователями.

Также, технологии, связанные с эмодзи, потенциально патентоспособны. Apple владеет одним из первых патентов в этой области под названием "Портативное устройство с сенсорным экраном, метод и графический пользовательский интерфейс для использования символов emoji" (US 8584031). Meemo, компания по лицензированию, маркетингу и дистрибуции, получила патент под названием "Распознавание слов и идеограммы или система рекламы в приложении" (US 9152979).

Интересно также отметить, что эмодзи являются настолько неотъемлемой частью нашей жизни, что суды начинают использовать их в качестве доказательства. В одном деле истец требовала взыскать расходы на лечение по причине производственной травмы - на ее голову упал горшок с цветком. Однако суд проанализировал переписку истца в WhatsApp и, учитывая наличие веселых смайликов, пришел к выводу, что истец на самом деле от падения горшка не пострадала, и отказал в удовлетворении иска (Решение Таганского районного суда города Москвы от 21.12.2017 г. № 2-4883/2017). Судебная практика, в которой с помощью эмодзи толковалась бы воля сторон, пока немногочисленна. Однако, на наш взгляд, судам уже стоит относиться к смайликам со всей серьезностью, ведь предоставление переписки в мессенджерах и социальных сетях, в которой зачастую фигурируют смайлики, в качестве доказательств уже стало обычной практикой.

 

Подписаться на новости

Каждую неделю присылаем полезные и интересные материалы для вас!