11 пакет санкций: как адаптировать свой бизнес под санкционные ограничения?

Евросоюз рассматривает очередной — уже одиннадцатый — пакет антироссийских санкций. Меры впервые затронут третьи страны. А это значит, что отечественным компаниям придется снова адаптироваться под новые условия и менять недавно сложившиеся деловые и логистические связи с новыми рынками.

Три элемента нового пакета санкций

Как сообщила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, санкционный пакет содержит 3 элемента. 

Первый направлен на пополнение списка запрещенных товаров, которые попадают в Россию транзитом. 

Второй касается разработки новых инструментов борьбы с обходом ограничений. «Если мы увидим, что европейские товары идут в третьи страны и затем оказываются в России, Еврокомиссия может предложить странам-членам ввести санкции против экспорта этих товаров», — сказала фон дер Ляйен. 

Третий элемент — про запрет «теневых» структур из России и третьих стран, которые преднамеренно обходят санкции. 

Сложности уже начались

Сложности с перевозкой товаров параллельного импорта возникли незамедлительно: Казахстан уже фактически закрыл границы. Теперь российские поставщики вынуждены искать иные пути и объезжать страну.

Компании оказались в ситуации, когда санкции нарастают как снежный ком. Бизнес должен постоянно следить за стремительным обновлением и российского, и международного законодательства, ведь их несоблюдение может иметь серьезные последствия: привести к штрафам, блокировке активов, ограничению доступа к рынкам, а также негативно сказаться на репутации компании и отношениях с партнерами и клиентами.

Введение санкционного комплаенса

Внедрение санкционного комплаенса становится все более важным аспектом бизнеса. Эта комплексная функция помогает компании обеспечить стабильность своей деятельности в новой экономической реальности. В ее основе лежит оценка рисков, связанных с нарушением санкционного режима, и разработка мер для их минимизации или предотвращения. Санкционный комплаенс включает в себя меры по контролю за движением денежных средств, товарами и услугами, а также за выполнением условий контрактов и законов, связанных с санкциями.

Как построить систему санкционного комплаенса в компании? Процесс можно разделить на несколько этапов.

Этапы внедрения комплаенс-функции

Первым этапом является комплаенс-анализ, в рамках которого проводится детальное изучение контекста и специфики бизнес-деятельности компании, а также ее контрагентов. Это включает анализ факторов, связанных с соблюдением санкций, и позволяет полноценно понять ситуацию и проблемные зоны.

Следующий этап — разработка комплаенс-решений, что предусматривает тщательное изучение контрагентов. Здесь происходит оценка рисков, связанных с поступлением денежных средств и товаров, а также проверка законности заключаемых сделок.

Третий этап предполагает разработку и внедрение защищенной схемы поставок, получения услуг и формирования структуры сделок, определение процедур поступления денежных средств и валютных конверсий. Цель этого этапа — создание надежной инфраструктуры и минимизация рисков.

Последним, но не менее важным этапом является комплаенс-мониторинг. Непрерывный анализ и контроль позволяет своевременно вносить корректировки в рабочие схемы, процедуры и в целом в стратегию компании.

Ответственный за внедрение комплаенса в компании

За подобный процесс в бизнесе отвечает конкретный человек — комплаенс-менеджер. Его задача — сделать так, чтобы компания быстро адаптировалась к новым условиям, учла в своей деятельности все нормативные и правовые требований, предотвратила конфликты интересов, сохранила репутацию собственную и своих сотрудников.

Комплаенс — достаточно новая для российского бизнеса функция. У корпоративных юристов, каким бы богатым профессиональным бэкграундом они не обладали, опыт работы с санкционными ограничениями складывается что называется «здесь и сейчас» — по мере появления все новых и новых санкций и ответных контрсанкций.

Как стать специалистом по комплаенсу?

Образовательная платформа Moscow Digital School в помощь юристам разработала учебный курс «‎Специалист по санкционному комплаенсу». Это единственный подобный обзорный курс на рынке онлайн-образования. Он предлагает участникам живой формат вебинаров: слушатели получат рекомендации экспертов по поводу вводимых мер буквально в режиме реального времени. Например, в модуле «Как адаптировать свой бизнес по санкционные ограничения?» рабочие кейсы разбирает юрист-международник, преподаватель экономического факультета МГУ и эксперт в области ИС и вопросов санкционного комплаенса Алексей Тетерин.

За два месяца обучения на курсе слушатели научатся консультировать бизнес по вопросам, связанными с санкциями. Узнают о правовом регулировании, правоприменении, судебной практике и влиянии санкций на деятельность российских компаний. Найдут решения для практических задач своей компании, в том числе:

●   разберутся как действуют ограничительные меры при получении разрешительных докоументов на проведение сделок;

●   освоят правовое сопровождение сделок и получат пошаговый алгоритм по каждому из этапов;

●   узнают, как санкции влияют на разрешение споров в международном коммерческом арбитраже и в иностранных судах;

●  поймут, каким образом можно снизить уровень регуляторного риска при реализации программы импортозамещения;

●  разберутся, какие валютные операции разрешены и запрещены.

Подписаться на новости

Каждую неделю присылаем полезные и интересные материалы для вас!