Что такое коммерческая тайна и как ее применить в бизнесе?

Что такое коммерческая тайна и как ее применить в бизнесе?

О коммерческой тайне и ее месте в институте прав интеллектуальной собственности в статье Владимира Герасименко, выпускника Moscow Digital School.

В соответствии с законом «О коммерческой тайне» коммерческая тайна представляет собой режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Коммерческая тайна является одним из видов пресечения недобросовестной конкуренции. С этой точки зрения права в отношении коммерческой тайны включены в понятие интеллектуальной собственности.

При этом коммерческую тайну как особый режим конфиденциальной информации следует отличать от самой информации, составляющей коммерческую тайну, к которой относятся сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере.

В этой связи коммерческая тайна не всегда является результатом интеллектуальной деятельности и не всегда создается в результате умственных усилий (например, список основных потребителей организации).

Кроме того, коммерческую тайну может составлять информация, отдельные элементы которой являются общеизвестными и, следовательно, неохраноспособными в качестве объектов права интеллектуальной собственности, но в совокупности они представляют собой определенную коммерческую ценность.

Для того чтобы содержание, а равно результаты обработки больших данных могли составлять коммерческую тайну, необходимо соблюдение следующих условий:

  • информация не должна быть известна широкому кругу лиц;

  • информация должна обладать экономической ценностью;

  • информация должна охраняться как коммерческая тайна, т.е. должны быть предприняты соответствующие меры по ее охране.

При соблюдении этих условий предоставление такой охраны представляется вполне допустимым.

В отличие от результатов интеллектуальной деятельности на коммерческую тайну не может быть установлено право авторства, поскольку автора может и не быть, так как коммерческая тайна не изобретается.

Но даже если возникновению информации, составляющей коммерческую тайну, предшествовала определенная интеллектуальная деятельность какого-либо лица, она принадлежит не этому лицу, а лицу, которое ее использует в своей деятельности и для которого она представляет коммерческую ценность в силу ее неизвестности другим лицам. Коммерческая тайна в отличие от интеллектуальной собственности может принадлежать нескольким лицам одновременно.

Информация, являющаяся коммерческой тайной, не существует вне того лица, которому она принадлежит (за исключением ноу-хау — секреты производства).

Пункт 1 статьи 1465 ГК РФ признает секретом производства (ноу-хау) любые сведения (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности.

Ноу-хау связано с фактом открытия какого-либо нововведения, позволяющего осуществить прорыв на рынке тому или иному субъекту предпринимательской деятельности, и повлиять на качество, количество, себестоимость выпускаемой продукции.

Ноу-хау более чем какая-либо другая информация обязано своему возникновению интеллектуальной деятельности человека, такая информация обязательно должна охраняться в режиме защиты информации, составляющей коммерческую тайну, поскольку ее утрата может привести к потере устойчивой прибыли, что в свою очередь приведет организацию к банкротству.

Необходимо отметить, что в целом наблюдается рост тенденции к закреплению исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности путем оформления охраны в режиме коммерческой тайны. Таким образом выражается реакция субъектов бизнес-сообщества на рост жесткой конкуренции в сфере высоких технологий, в том числе со стороны иностранных компаний.

Любой бизнес нуждается в комплексной защите, особенно в защите коммерчески важной и конфиденциальной информации от разглашения ее сотрудниками компании. В обратном случае компания может потерять всю ценную и конкурентно важную информацию, если ее сотрудник решит эту информацию украсть или использовать в новой компании, куда будет трудоустраиваться в будущем.

Для того чтобы защитить секретную информацию необходимо оформить потенциально прибыльные сведения в виде такого результата интеллектуальной деятельности, как ноу-хау и ввести в отношении него режим коммерческой тайны.

Введение режима коммерческой тайны в организации обусловлено практической целью – созданием нематериального имущественного объекта, который будет являться активом компании, а также защита от разглашения данных сведений, которая влечет за собой крупные конкурентные, а следовательно и финансовые потери.

Следует полагать, что охрана секретов производства (ноу-хау) как экономического ресурса хозяйствующего субъекта и объекта гражданского права получит дальнейшее развитие и станет практиковаться бизнес-сообществом в рамках общей концепции защиты прав предпринимателей от недобросовестной конкуренции с учетом потенциала развития действующего законодательства.

Подводя итог, можно сделать вывод, что институт исключительных прав, в рамках которого охраняются результаты интеллектуальной деятельности, включает лишь форму выражения информации, в то время как институт коммерческой тайны само содержание информации.

Таким образом, понятие коммерческой тайны шире и включает в себя информацию, которая в свою очередь может быть объектом прав интеллектуальной собственности.

Источник: https://vc.ru/legal/370457-chto-takoe-kommercheskaya-tayna-i-kak-ee-primenit-v-biznese

Подписаться на новости

Каждую неделю присылаем полезные и интересные материалы для вас!