Ozon первым в России раскрыл механизмы работы своих рекомендательных сервисов

Схема работы алгоритмов компании была представлена в Москве на площадке АНО «Диалог» в рамках пресс-брифинга, посвященного публичности, нормативно-правовому регулированию, а также саморегулированию сферы рекомендательных алгоритмов. Организатором мероприятия выступил Институт развития интернета.

В брифинге приняли участие генеральный директор Института развития интернета (АНО «ИРИ») Алексей Гореславский, заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин, председатель комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России Александр Журавлев и заместитель управляющего директора Ozon Алексей Минаев.

В рамках мероприятия Алексей Минаев представил алгоритмы поиска и рекомендации товаров одного из крупнейших интернет-магазинов России. Примечательно, что Ozon стал первой в России компанией, которая раскрыла механизмы работы своих рекомендательных сервисов.

По словам заместителя управляющего директора компании, основой алгоритмов магазина является машинное обучение, а сама система создавалась более десяти лет, над ней работали несколько тысяч специалистов.

Значимость такого шага со стороны одного из лидеров российского онлайн-ритейла отметил председатель комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России Александр Журавлев.

«Когда компания понимает, что она не попадает под регулирование, но готова работать с пользователями, она работает в рамках социально ориентированного подхода», - сказал он.  

Помимо необходимости саморегулирования сферы рекомендательных алгоритмов, участники дискуссии отметили мировую тенденцию их правовой регламентации.

В России также в течение года готовятся изменения в законодательство, которые коснуться рекомендательных алгоритмов социальных сетей и видеосервисов. Законопроект уже практически готов и, как ожидается, будет внесен в Госдуму в текущую сессию.   

Один из авторов законопроекта, депутат Госдумы Антон Горелкин подчеркнул, что сегодня не понятна прозрачность рекомендательных сервисов и, к сожалению, существует опасность их использования в политических манипуляциях, в информационных войнах.

По его словам, законопроект о прозрачности рекомендательных сервисов готов на 99% и будет вынесен в ближайшее время на Экспертный совет по законотворческой деятельности партии «Единая Россия», где инициативы проходят своеобразное «нулевое» чтение.

По данным РОЦИТ, 74% граждан хотели бы иметь возможность отключать рекомендательные сервисы.

Антон Горелкин сообщил, что согласно одной из норм документа, пользователи смогут пожаловаться на работу рекомендательных сервисов в случае некорректной выдачи. Кроме того, будет введена обязанность сервисов информировать пользователей об обработке их данных, а также возможность отказа от этой обработки.

«Уже год идет общественная дискуссия о прозрачности рекомендательных сервисов. Радует, что благодаря этому широкому обсуждению российские онлайн-сервисы начали проактивное движение», рассказал депутат. Он рассчитывает, что в ближайшее время аудиовизуальные сервисы сделают шаг к прозрачности своих рекомендательных сервисов и подпишут соответствующий меморандум.

В свою очередь Александр Журавлев призвал представителей индустрии подписать меморандум и создать общий стандарт взаимодействия площадок с пользователями.

«На мой взгляд, представителям индустрии необходимо действовать в рамках саморегулирования и подписать меморандум, направленный на создание общего стандарта взаимодействия площадок с пользователями. Кроме того, целесообразно предусмотреть возможность создания некого совета, который сможет разрешать споры с пользователями. Поддерживаю позицию Ozona, надеюсь, что и другие участники рынка присоединяться к ним», считает он.

Генеральный директор ИРИ также поддержал раскрытие алгоритмов и их законодательное регулирование сферы отметив, что это общемировая практика.

«Как активный пользователь интернета я приветствую инициативу по добровольному раскрытию алгоритмов. Такого рода декларация является чрезвычайно важной. Когда компания раскрывает принципы, по которым она показывает ту или иную информацию, пользователь заранее понимает на что он подписывается и по какому алгоритму в выдачу к нему попадают товары или новости», сказал Алексей Гореславский.  Вместе с тем, по его словам, необходимость регулирования механизмов выдачи рекомендательных систем осознается во всем мире. Например, Китай начал регулировать рекомендательные алгоритмы сервисов с марта, в Евросоюзе ведется активная дискуссия по данному вопросу.

«Важно, что наш законопроект касается соцсетей и видеосервисов, потому что степень возможности манипуляции информацией здесь кратно выше. С товарами все понятно, но в случае работы с информацией, человеку сложно ее сразу и однозначно идентифицировать», заключил Алексей Гореславский.

Напомним, что алгоритмы используются для предложения контента или товаров и услуг пользователю. Они есть у всех сервисов, таких как VK, Rutube YouTube, «Кинопоиск», «Яндекс.Музыкa», Ozon и многих других.

Подписаться на новости

Каждую неделю присылаем полезные и интересные материалы для вас!