Рынок персональных данных. Информацию о пользователях выставят на маркетплейс

Рынок персональных данных. Информацию о пользователях выставят на маркетплейс

Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) и израильский Нuman Digital Capital вложат до 250 млн руб. в платформу «Датамания» компании IDX. Предполагается, что на ней россияне смогут за вознаграждение давать бизнесу доступ к своим персональным данным. За год проект планирует привлечь 1 млн пользователей, но компании пока не готовы платить за такие данные большие деньги, предупреждают эксперты.

IDX (на 100% принадлежит ФРИИ; управляет платформой для верификации данных физических и юридических лиц) разработала маркетплейс «Датамания», на котором пользователи смогут управлять доступом к своим персональным данным и зарабатывать на предоставлении компаниям согласия на их использование, рассказала “Ъ” гендиректор IDX Светлана Белова. Новый проект в равных долях принадлежит ФРИИ и израильскому инвестфонду Нuman Digital Capital, которые уже предоставили финансирование в размере 50 млн руб. Общий объем инвестиций в течение трех лет может достигнуть 250 млн руб.

«Датамания» подписала несколько контактов с крупными операторами персональных данных, что «подтверждает интерес бизнеса», заявил “Ъ” директор ФРИИ по технологическому развитию Сергей Алимбеков. ФРИИ уже предлагал внести в законодательство изменения, которые разрешат свободный оборот «деперсонализированных» пользовательских данных, сообщал “Ъ” 28 января 2019 года. В фонде оценивали, что каждый гражданин сможет зарабатывать на своих данных до 60 тыс. руб. в год.

«Датамания» станет доступна для пользователей iOS и Android весной. «Легитимность всех этапов работы проекта подтверждена регуляторами, уже прошло тестирование прототипа на 110 тыс. пользователей»,— утверждает Светлана Белова. В течение года «Датамания» рассчитывает набрать 1 млн пользователей.

Предполагается, что пользователь заполняет профиль на сайте или в приложении «Датамании» и дополняет его ссылками на аккаунты в соцсетях и других сервисах.

«Датамания» будет предоставлять компаниям описания типов данных, которые есть у пользователей, и в случае заинтересованности направит запрос о приобретении за вознаграждение.

Оно может быть как денежным — по схеме кэшбэка, так и в виде бонусов или скидок, уточнила Светлана Белова. По ее словам, сейчас компании готовы платить от 20 до 200 руб. за разные категории данных, «Датамания» будет получать комиссию примерно в 15% от оборота.

Компания oneFactor (разработчик платформы монетизации данных для различных розничных бизнесов) оценивала идею запуска подобного проекта еще в 2015 году, но отказалась в связи с потенциально низкими экономическими показателями, утверждает директор по аналитике и алгоритмам oneFactor Максим Воеводский: «Пока такая бизнес-модель без внешнего финансирования существовать не может, но, возможно, у стартапа получится сделать бизнес прибыльным».

Как ФРИИ предлагал легализовать свободный оборот «деперсонализированных» пользовательских данных на рынке
На Западе уже давно есть аналогичные сервисы, например Datacoup и Datawallet, говорит партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Екатерина Тягай. По ее мнению, концепция проекта не выглядит противозаконной, в России не запрещено продавать персональные данные, но у пользователя должна сохраняться возможность в любой момент отозвать согласие на их обработку.

Крупные компании, включая банки и телеком-операторов, и так имеют доступ к данным пользователей, отмечает глава департамента по развитию фонда «Сколково» Сергей Израйлит. «Компаниям требуются очень большой массив и широкая выборка, но, чтобы привлечь на платформу большое число пользователей, стоимость получения согласий должна быть существенной, что маловероятно»,— считает он.

В случае полномасштабного развертывания системы возникает риск, что она сможет использоваться для «легализации любых данных о человеке», предупреждает глава технологической практики в риск-консалтинге КПМГ в России и СНГ Николай Легкодимов. Например, поясняет он, пользователь может ввести в систему имя, адрес и профиль «ВКонтакте», дав согласие на агрегирование информации о себе, а позднее там автоматически появятся его медицинские данные после посещения частного медцентра. Подобные риски, по его мнению, должны регулироваться разработчиком платформы.

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4235317

Подписаться на новости

Каждую неделю присылаем полезные и интересные материалы для вас!