Зачем и кому нужен веб-аналитик
Кто такой веб-аналитик: что делает и как им стать
О существовании профессии веб-аналитик знает каждый. Такой специалист есть в IT-компаниях, в сфере услуг и продаж, в интернет-магазинах, видеохостингах и других нишах. Но не все имеют представление о работе и функционале веб-аналитика. Чем занимается этот специалист? Подходит ли вам такая работа или, может, веб-аналитик нужен вашему бизнесу? Разбираем профессию от «а» до «я».
Что делают веб-аналитики и чем занимаются?
Веб-аналитик — специалист, который собирает и анализирует информацию, связанную с числом посетителей сайтов и их действиями. Также он разрабатывает решения для оптимизации работы сайтов, что способствует развитию компании.
Функционал веб-аналитика широкий и зависит от требований конкретного бизнеса. Можно выделить пять общих задач, которые он выполняет:
1. Установка и настройка основных инструментов, в частности, Google Analytics и Яндекс.Метрики;
2. Сбор статистики, составление прогноза и советов по улучшениям;
3. A/B-тестирование сайтов;
4. Формирование отчетности и дашбордов;
5. Поиск KPI сайта, разработка рекомендаций для модернизации и расширения бизнеса.
Часто от человека, которого берут на должность аналитика, ожидают умение работать с рекламой. Тогда ему придется выполнять задачи, связанные с продвижением или, например, UX-проектированием web-систем. Словом, сммщики и даже разработчики порой изучают веб-аналитику, потому что навык может оказаться востребован на будущем рабочем месте.
Какие еще задачи работодатель поручает веб-аналитику компании:
- настройка GTM;
- анализ промо и выводы по ним;
- настройка пользовательской воронки;
- разработка и корректировка стратегий продвижения;
- работа с разными CMS: 1C-Битрикс, Wordpress, Joomla и другими;
- написание собственных скриптов на Javascript, PHP, HTML и прочих языках;
- работа с системами аналитики для мобильных приложений, большими массивами данных, таблицами Excel;
- многое другое.
От аналитика требуется весомый набор профессиональных навыков. Вряд ли придется задействовать все и сразу, но периодически задачи, выходящие за рамки аналитических компетенций, будут поручаться.
Что должен знать и уметь веб-аналитик?
Веб-аналитик в глазах бизнеса — это волшебник, который поминутно может рассказать действия клиента на сайте, а после пошагово расписать, что, где и как изменить для повышения конверсии и увеличения прибыли.
Если говорить о профессиональных компетенциях, то специалисту по веб-аналитике необходимо быть готовым обрабатывать и анализировать большой массив данных, проводить а/б-тесты, следить за эффективностью и производительностью сайта. Как правило, при устройстве на работу потенциального сотрудника оценивают по ряду параметров:
1) Наличие высшего образования. В приоритет ставится окончание технических ВУЗов;
2) Аналитический склад ума;
3) Опыт работы с Google Analytics, Яндекс.Метрика, умение настраивать фильтры, цели, сегменты, подготавливать и презентовать отчеты;
4) Навык обработки и анализа большого объема информации. Для этого также необходимо быть на «ты» с Excel, знать функционал и формулы, которые облегчат и ускорят работу;
Для работы по этой специальности нужно обладать не только техническими знаниями, но и некоторыми личностными качествами, а именно:
- усидчивостью и внимательностью;
- умением анализировать большие массивы информации;
- готовностью посвящать время самообучению, потому что сфера постоянно обновляется, меняются инструменты аналитики. Стратегии, эффективные полгода назад, утрачивают актуальность;
- умением постоянно генерировать новые идеи продвижения, непрерывно тестировать новинки.
Пример: у специалистов экономического и юридического профиля есть законодательная база, которая в большей степени статична. У директоров по маркетингу, продажам или управлению персоналом также есть свод правил и стратегий, которые вырабатывались годами и продолжают оставаться актуальными. Напротив, работа веб-аналитика строится по принципу непрерывной генерации и внедрения нового. Профессия подойдет тем, кто готов придумывать уникальные решения для продвижения интернет-ресурсов.
Плюсы
Перед получением профессии веб-аналитика рекомендуем познакомиться с преимуществами и недостатками. Поговорим сначала о плюсах:
1) Веб-аналитика – перспективная работа, которая используется во многих сферах, и вы можете выбрать ту, что вам ближе;
2) Высокая востребованность на рынке. Если поинтересоваться количеством вакансий, вы заметите, что тысячи компаний ищут в штат специалиста;
3) Найти работу достаточно легко, так как рынок труда нуждается в высококвалифицированных кадрах;
4) Высокая оплата труда. По данным сайта HH.ru начальная ставка заработной платы – от 65.000, также есть вакансии, где веб-аналитику предлагают от 290.000 рублей. Есть повод совершенствовать навыки;
5) Гибкие условия работы: многие компании предлагают удаленную работу и готовы подстроить график под вас;
6) Сделать первые шаги в веб-аналитике и найти работу можно и без высшего образования, достаточно пройти образовательные курсы;
7) Большой выбор образовательных курсов, которые предлагают как ВУЗы, так и онлайн-платформы. Также вы можете найти большое количество бесплатной информации и подтянуть знания самостоятельно;
8) Веб-аналитика – это взаимодействие с командой по продукту и расширение круга знакомств, значит, и ваших компетенций.
Минусы
Если же говорить о минусах, то можно выделить следующие моменты:
1) Веб-аналитика в чистом виде редко востребована на фрилансе, в компаниях также часто совмещают обязанности веб-аналитика со смежными, например, настройкой контекстной рекламы или SEO-продвижением;
2) Самостоятельно освоить профессию очень сложно, поэтому лучше выбрать курс в ВУЗе или на онлайн-платформах;
3) Многие вакансии на рынке предполагают опыт работы, поэтому новичкам без него сложно найти первый проект;
4) Часто возникают проблемы в коммуникации как в команде, так и с клиентами из-за непонимания систем и их особенностей.
Как видите, преимуществ у веб-аналитики намного больше, главное из которых – это востребованность на рынке труда. Поговорим об этом немного подробнее.
Востребованность
Веб-аналитик требуется многим компаниям, у которых есть свой интернет-магазин или сайт. Если необходимо выйти на определенный уровень трафика, восстановить позиции и понять, почему количество посетителей стало уменьшаться, потребуется помощь специалиста.
Задача веб-аналитика – провести глубокий анализ сайта, определить причины снижения трафика и отставания от конкурентов, предложить мероприятия по улучшению позиций ресурса и увеличению его эффективности. Именно от количества посетителей зависит прибыль и известность компании. Как правило, основными клиентами веб-аналитика являются интернет-магазины. Им необходимо привлекать новых клиентов и за счет этого увеличивать продажи, поэтому сайт должен работать исправно.
Рынок труда предлагает множество вакансий как в компаниях и агентствах, так и на фрилансе. Для работы веб-аналитику нужны только хороший компьютер и интернет. При этом вы можете выбрать формат работы, есть вакансии и с работой в офисе, и в удаленном режиме. Более того, территориально ограничений тоже нет: можно найти проекты как в России, так и за рубежом.
Уровень зарплаты
Согласно вакансиям на hh.ru и SuperJob, зарплаты стартуют от 45 тысяч и достигают 200+ тысяч рублей. Часто на уровень оплаты влияет загруженность. Например, можно найти проектную работу, на которую веб-аналитик будет тратить 2-4 часа в день. Соответственно, он легко может вести 2 и более проекта одновременно. Кроме того, нередко он работает удаленно и нормирует рабочие часы под себя.
Веб-аналитика нужна в самых разных сферах. Чаще всего в:
- IT и телекоме;
- Маркетинге;
- Консультировании.
Реже веб-аналитики требуются в нишах банковского дела, искусстве, медиа, науке и бухгалтерии.
Перспективы в будущем
У специалиста по веб-аналитике есть своя карьерная лестница: со временем можно вырасти до старшего веб-аналитика, который руководит отделом, автоматизирует процессы, проводит комплексный анализ показателей.
Также, если интересна сфера аналитики в целом, можно рассмотреть и бизнес-аналитику. В этой сфере придется работать с финансовыми и управленческими решениями, предлагать мероприятия по усилению бизнеса и повышению его эффективности. Это уже более широкий спектр обязанностей, который предполагает не только веб-анализ, но и аудит важнейших рабочих процессов.
Если говорить о перспективах профессии в целом, то, как и во многих других сферах, в веб-аналитике появляются автоматизированные системы и искусственный интеллект, которые помогают справляться с постоянно растущим объемом данных и усложняющейся структурой. Новые технологии анализируют поведение пользователей, могут оценить трафик и эффективность рекламы, увеличить конверсии и т.д. Можно ожидать, что рутинная работа в ближайшем будущем будет полностью автоматизирована.
Веб-аналитики по-прежнему будут востребованы, но их работа станет менее стандартной: специалисты будут проводить экспертную оценку решений, разрабатывать мероприятия для нестандартных ситуаций, которые требуют человеческого взгляда.
Как стать веб-аналитиком с нуля? (рассказываем про наш курс)
Вузовское образование не занимается профильной подготовкой веб-аналитиков. Во-первых, 4 года обучать этой профессии просто невозможно. Во-вторых, как было сказано выше, сфера постоянно преобразовывается, а классическое образование не всегда следит за трендами. Освоить эту специальность можно на курсе «Веб-аналитики» от Moscow Digital School. Программа включает разбор основных инструментов (Google Analytics и Яндекс.Метрики), изучение UI/UX-исследований, разбор принципов A/B-тестирований, погружение в сквозную аналитику и многое другое. Студенты прорабатывают полученные знания на решении кейсов и во время выполнения профильных задач. Узнать больше о программе, задать все интересующие вопросы и записаться можно на сайте Moscow Digital School.
Если вы любите изучать большие массивы данных, а мозг постоянно кипит от новых идей, то эта профессия ждет вас!