03 августа 2020

Сим-карты завезут в супермаркеты. Минэкономики проведет эксперимент с МТС

Минэкономики готовится в 2021 году начать эксперимент по дистанционному заключению договоров на услуги связи. Участвовать планирует МТС, сим-карты которой будут продаваться в продуктовых магазинах, аптеках, на заправках и онлайн. Сим-карты ряда операторов, включая Tele2, уже продаются в супермаркетах и других точках, но пока сегмент находится в «серой зоне». Расширение каналов продаж позволит МТС, по собственной оценке, подключить более 560 тыс. абонентов в год, а если к проекту подключится вся «большая четверка», рынок вырастет на 1,9 млн абонентов.

Минэкономики в 2021 году планирует запустить трехлетний эксперимент по дистанционному заключению договоров на услуги связи, рассказал “Ъ” представитель министерства. Эксперимент будет запущен в рамках законопроекта о «регуляторных песочницах», принятого Госдумой в третьем чтении 22 июля, который должен вступить в силу через полгода после подписания президентом.

Сейчас заключить договор на услуги связи можно лично в салоне оператора или с помощью электронной подписи, но с условием, что при выдаче ключа к ней личность была подтверждена в Единой системе идентификации и аутентификации, пояснили в Минэкономики. Если эксперимент будет одобрен правительством, то для конкретной компании на определенной территории будет установлено «отклонение от текущего законодательства», то есть сим-карту можно будет купить в любом пункте продаж, включая продуктовые магазины, аптеки, заправки, пункты выдачи заказов и киоски, а также онлайн.

Предполагается, что покупатель получит бесплатный пакет интернета, чтобы скачать приложение, в котором нужно будет зарегистрироваться и сфотографироваться с паспортом.
Федеральная служба безопасности (ФСБ) в рамках надзора над экспериментом может потребовать сертифицировать приложение для идентификации. Ранее о необходимости сертифицировать у ФСБ и Федеральной службы по техническому и экспортному контролю системы биометрической идентификации, которые используются операторами, предупредила Минкомсвязь, сообщал “Ъ” 31 июля.

В качестве пилотных регионов Минэкономики рассматривает Москву и Подмосковье, Санкт-Петербург и Ленинградскую область, Красноярский, Пермский и Приморский края, Нижегородскую, Новосибирскую, Ростовскую, Самарскую и Свердловскую области, Башкирию и Татарстан. В случае успеха эксперимент может быть масштабирован на всю страну.

Александр Малис, на тот момент глава объединенной компании «Евросети» и «Связного», в интервью “Ъ” 19 июня 2018 года
Мы уже лет семь подряд говорим о том, что продажи сим-карт должны снизиться. Пока сильно не снизились.

В Минэкономики не уточнили, какой именно оператор будет допущен к эксперименту, но источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, утверждает, что речь идет об МТС. В компании подтвердили, что заинтересованы в участии и планируют использовать для удаленной регистрации сим-карт запущенное 15 апреля приложение «МТС Абонент». Внедрение проекта должно сократить оборот «серых» сим-карт и расширить сеть дистрибуции более чем на 135 тыс. пунктов продаж, что, по оценке МТС, позволит подключать дополнительно более 560 тыс. абонентов в год, следует из материалов, направленных оператором в Минэкономики (есть у “Ъ”). Совокупный прогноз подключений МТС, «МегаФона», «Вымпелкома» и Tele2 с использованием удаленной идентификации составляет более 1,9 млн абонентов в год. При этом МТС сможет дополнительно заплатить в бюджет более 90 млн руб. налогов в год, а все операторы «большой четверки» — более 310 млн руб., следует из оценок компании.

У виртуальных сим-карт множатся реальные проверяющие
В «Вымпелкоме» говорят, что готовы тестировать системы удаленной идентификации и имеют собственные наработки. В Tele2 напомнили, что их сим-карты уже можно купить в сетях ритейлеров, в магазинах «у дома», в аптеках и на АЗС, а затем зарегистрировать самостоятельно. В «МегаФоне» отказались от комментариев.

Сим-карты действительно уже продаются не только в салонах связи. Например, сим-карты Tele2, «Вымпелкома», Yota и ряда виртуальных операторов можно купить в сети «Пятерочка» в Москве и Подмосковье. Но такой вариант сейчас находится в «серой зоне», считает член комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России и преподаватель Moscow Digital School Юрий Брисов. С ним согласен и знакомый с ситуацией федеральный чиновник, по словам которого надзорные органы до сих пор «закрывали на это глаза», особенно в условиях распространения коронавируса и самоизоляции.

Источники: https://www.kommersant.ru/doc/4441271

Пройти обучение в Moscow Digital School

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности