Эксперт MDS Ольга Магомедова, научный сотрудник Лаборатории анализа лучших международных практик Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара, аналитик Всероссийской академии внешней торговли при Минэкономразвития России, объясняет, почему популярный в цифровой экономике механизм pay or ok вызывает вопросы с точки зрения защиты персональных данных.
Современная цифровая экономика основывается на идее, что данные стали активом, и фактически ими можно расплачиваться как деньгами. Это связано с повсеместным признанием экономической ценности пользовательских данных. Неудивительно, что современные цифровые платформы используют принцип «плати деньгами или данными» (pay or ok) в своих бизнес-практиках. Например, пользователь заходит на сайт новостного издательства для просмотра новостного контента и получает от издательства предложение приобрести подписку за определенную сумму (pay) или разрешить отслеживать его активность на сайте (ok). Однако, инструменты, основанные на таком принципе, противоречат существующим принципам защиты персональных данных.
При столкновении с механизмом pay or ok пользователь оказывается в положении без выбора, поскольку он фактически вынужден «покупать» свое право отказывать в предоставлении персональных данных, которое гарантируется законодательством. Даже при согласии предоставить данные, пользователь не свободен в своем волеизъявлении, потому что он не может выбрать цели предоставления своих данных, согласовать условия их обработки, а также распоряжаться своими данными после их сбора.
Поэтому несмотря на кажущееся практическое удобство такого механизма в обеспечении пользователей мгновенным доступом к цифровым услугам платформ, его правомерность ставится под сомнение.
Чтобы не пропустить новые материалы от MDS, подписывайтесь на наш Телеграм-канал.
В июле 2025 года по этому вопросу в Италии прошли общенациональные консультации, по результатам которых национальные органы смогут предписывать платформам отказываться от применения таких механизмов.
Современная судебная практика склоняется к ограничению такого механизма. Так, в августе 2025 года Федеральный административный суд Австрии признал, что новостное издание Der Standard нарушало Регламент ЕС о защите персональных данных (GDPR), заставляя пользователей либо согласиться на все цели обработки данных одним нажатием кнопки OK, либо оплачивать подписку. Суд указал, что такое «пакетное согласие» противоречит принципу свободного согласия субъекта персональных данных, а потому недействительно.
Больше новых практик регулирования цифровой экономики в России и за рубежом освещают исследователи Лаборатории анализа лучших международных практик ИЭП им. Гайдара в ежемесячном Мониторинге правового регулирования цифровой экономики.




