Бизнес и международное право. Как санкции влияют на рынок, и куда релоцируются компании

Релокация бизнеса и поиск новых партнеров — тренд, продиктованный сегодняшними событиями. Какие страны выбирают компании? Где придется платить меньше налогов? Почему уход с российского рынка — чаще вынужденное решение, нежели погоня за большей прибылью. Проанализировали рынок и обсудили с экспертами насущные вопросы релокации. 

Какие страны выбирают 

Российские компании активно ищут способы обходить новые санкции и ограничения в отношении РФ и ее резидентов, а также минимизировать риск вторичных санкций. Поэтому они и рассматривают возможности для релокации бизнеса, регистрируют юридические лица и расчетные счета в других юрисдикциях. Наиболее популярными являются Грузия, Армения, Гонконг, ОАЭ, страны средней Азии, Китай.

«При выборе страны для релокации владельцев бизнеса наиболее интересуют вопросы налогообложения, корпоративного управления, валютного контроля, а также государственная поддержка иностранных инвесторов, уровень развития инфраструктуры, общая политическая и экономическая конъюнктура и ряд других вопросов, которые нужно учитывать при принятии подобных решения», — объясняет Александр Быков, партнер юридической компании SINALEX. 

В качестве примера эксперт называет Гонконг. При регистрации компании здесь бизнесмены получают такие преимущества как: 

  • низкое налогообложение: по гонконгскому законодательству, к компаниям-резидентам не применяются налог на добавленную стоимость, налог с продаж и ряд других;

  • удобство ведения документооборота;

  • удобный сервис по сопровождению компании.

Также при регистрации нового юридического лица на территории материкового Китая компании получают доступ к:

  • одному из самых больших внутренних рынков;

  • хорошей инфраструктуре; 

  • рынку материалов и комплектующих;

  • огромному рынку труда. 

Производственные компании могут рассчитывать на существенные налоговые вычеты и льготы. Они организуют «параллельный импорт», находят способы обхода санкций, выводят товар на мировой рынок.

«Нельзя не отметить и частоту выбора таких стран, как Казахстан, Армения и Турция. С правовой точки зрения указанные юрисдикции имеют ряд преимуществ при релокации российского бизнеса. Среди прочего: быстрая, простая и прозрачная процедура регистрации юридического лица, предоставление государственных услуг онлайн, реформы в сфере государственного регулирования и налогообложения, предоставление разного рода преференций.

Кроме того, если рассматривать не только правовые факторы, влияющие на выбор юрисдикции для релокации бизнеса, очевидное преимущество Армении и Казахстана для российских компаний — отсутствие языкового барьера», — добавляет эксперт Екатерина Залеева, юрист компании SINALEX. 

Откуда тренд на Азию

Несложно заметить, что Китай сегодня представляет особый интерес для российских игроков. Почему? 

Эксперт Александр Быков поясняет, что многие государства из-за страха попасть под вторичные санкции неохотно принимают российских бизнесменов. Банки не открывают счета, выдвигают завышенные требования. В Китае же бизнесмены и чиновники руководствуются прагматичным подходом. Если это выгодно и не несет в себе явных рисков, то они открыты к сотрудничеству. В Китае, в отличие от Европы, нет культурной отмены всего русского.

Кроме того, в Китай чаще всего релоцируются компании, у которых есть большой потенциал в развитии производства, чей товар востребован по всему миру. Например, открытие компании в Гонконге позволяет продолжить торговлю с «недружественными» странами. 

Стоит ли уходить «на всякий случай»

Международные компании покидают российский рынок по понятным причинам. Но как быть бизнесу, который в основном специализируется в России? Стоит ли уйти заранее, пока очередной пакет санкций не затронул благополучие вашей компании?

Эксперты Александр Быков и Екатерина Залеева сходятся во мнении: многие компании уходят из России, многие уезжают, но те, которые остаются, будут развиваться. Ведь спрос внутри страны на большинство товаров и услуг не снижается, а, напротив, растет. Его нужно удовлетворять, за этот рынок будет бороться. Поэтому многие из тех компаний, которые были вынуждены уйти по политическим причинам, будут искать возможность вернуться. 

Единогласный совет специалистов — не стоит отказываться от российского рынка, если для этого нет явных политических или экономических причин.

Подводя итог, Александр Быков добавил: «Компании, которые ведут международный бизнес, ищут и находят способы его продолжать. Мы живем в очень взаимозависимом мире, где разрушение связей международной кооперации приводит к негативным последствиям для всех». 

Ведение международного бизнеса сегодня для собственников из РФ — настоящая проверка на стойкость и адаптивность. Нужно хорошо знать устройство зарубежного рынка, чтобы при необходимости релоцировать бизнес в плюс, а не ущерб компании. О том, как сопровождать бизнес не только в Китае, но и странах MENA, LATAM и АЗИИ, а также о возможностях взаимодействия со странами ЕС и США сегодня можно узнать на новом курсе «Международное право для бизнеса» от Moscow Digital School. Первый поток стартует уже 3 ноября 2022 года. Собрали самые актуальные и востребованные знания в курс, который разбирает все нюансы правового регулирования бизнеса за рубежом. 

Полезные материалы по теме:

Подписаться на новости

Каждую неделю присылаем полезные и интересные материалы для вас!

Ещё новости

У нас много интересного