О чем материал:
С 1 декабря 2025 года вводится новая шкала утилизационного сбора, привязанная к мощности двигателя. Владельцы автомобилей мощностью свыше 160 л.с. столкнутся с ростом платежа в 220–900 раз. В статье — пошаговый алгоритм расчета.
Что меняется в расчете утильсбора по Постановлению №1713
Утилизационный сбор рассчитывается по формуле: базовая ставка * коэффициент. Коэффициент — множитель, который зависит от характеристик автомобиля.
Постановление правительства от 01.11.2025 № 1713 вносит изменения в постановление от 26 декабря 2013 № 1291, согласно которым теперь коэффициент привязан к трем параметрам:
- объему двигателя;
- возрасту транспортного средства;
- мощности.
Базовая ставка и коэффициенты для мощных автомобилей
Базовая ставка при расчете утилизационного сбора остается прежней. Для легковых автомобилей (категория M1) ставка составляет 20 000 ₽, для грузовиков и автобусов — от 150 000 ₽.
Для автомобилей до 160 л.с. сохраняются прежние коэффициенты: 0,17 для новых и 0,26 для подержанных. Сбор остается на уровне 3 400–5 200 ₽. Если мощность превышает 160 л.с. хотя бы на единицу, коэффициент резко возрастает — минимум до 37,5, максимум до 304,3. Это увеличивает сбор в сотни раз.
Шкала коэффициентов разбита на диапазоны мощности с шагом примерно 30 л.с.: 160–190, 190–220, 220–250 и так далее до отметки «свыше 500 л.с.». Чем мощнее автомобиль, тем выше коэффициент.
С 1 декабря 2025 года новые коэффициенты применяются ко всем платежам. Оплаты, проведенные до этой даты, рассчитывались по старым ставкам.
Прогрессивная шкала коэффициентов по мощности двигателя
Коэффициент растет по двум параметрам: мощность и возраст автомобиля. В таблицах — коэффициенты для частных лиц, которые ввозят или регистрируют автомобиль для личного пользования.
| Мощность (л.с.) | Коэффициент (новый) | Коэффициент (подержанный) | Утильсбор для нового | Утильсбор для подержанного |
| До 160 | 0,17 | 0,26 | 3 400 ₽ | 5 200 ₽ |
| 160–190 | 37,5 | 62,2 | 750 000 ₽ | 1 244 000 ₽ |
| 190–220 | 39,7 | 66 | 794 000 ₽ | 1 320 000 ₽ |
| 220–250 | 42,1 | 69,9 | 842 000 ₽ | 1 398 000 ₽ |
| 250–280 | 47,6 | 76,6 | 952 000 ₽ | 1 532 000 ₽ |
| 280–310 | 53,8 | 83,8 | 1 076 000 ₽ | 1 676 000 ₽ |
| 310–340 | 60,8 | 91,8 | 1 216 000 ₽ | 1 836 000 ₽ |
| 340–370 | 69,3 | 100,5 | 1 386 000 ₽ | 2 010 000 ₽ |
| 370–400 | 79 | 110 | 1 580 000 ₽ | 2 200 000 ₽ |
| 400–430 | 90 | 120,5 | 1 800 000 ₽ | 2 410 000 ₽ |
| 430–460 | 102,7 | 132 | 2 054 000 ₽ | 2 640 000 ₽ |
| 460–500 | 117 | 144,5 | 2 340 000 ₽ | 2 890 000 ₽ |
| Свыше 500 | 133,4 | 158,2 | 2 668 000 ₽ | 3 164 000 ₽ |
| Мощность (л.с.) | Коэффициент (новый авто) | Коэффициент (подержанный) | Утильсбор для нового | Утильсбор для подержанного |
| До 160 | 0,17 | 0,26 | 3 400 ₽ | 5 200 ₽ |
| 160–190 | 96,11 | 144 | 1 922 200 ₽ | 2 880 000 ₽ |
| 190–220 | 101,6 | 152 | 2 032 000 ₽ | 3 040 000 ₽ |
| 220–250 | 107,5 | 160,9 | 2 150 000 ₽ | 3 218 000 ₽ |
| 250–280 | 116,8 | 172,3 | 2 336 000 ₽ | 3 446 000 ₽ |
| 280–310 | 126,9 | 184,6 | 2 538 000 ₽ | 3 692 000 ₽ |
| 310–340 | 138,1 | 197,9 | 2 762 000 ₽ | 3 958 000 ₽ |
| 340–370 | 150,3 | 212,3 | 3 006 000 ₽ | 4 246 000 ₽ |
| 370–400 | 163,8 | 227,9 | 3 276 000 ₽ | 4 558 000 ₽ |
| 400–430 | 178,5 | 244,8 | 3 570 000 ₽ | 4 896 000 ₽ |
| 430–460 | 194,7 | 263,1 | 3 894 000 ₽ | 5 262 000 ₽ |
| 460–500 | 212,4 | 282,9 | 4 248 000 ₽ | 5 658 000 ₽ |
| Свыше 500 | 231,8 | 304,3 | 4 636 000 ₽ | 6 086 000 ₽ |
Для автомобилей с объемом 2–3 л коэффициенты существенно выше. Разница достигает 2,5 раза при одинаковой мощности. Это объясняется тем, что крупнообъемные двигатели создают большую экологическую нагрузку.
Коэффициент для авто 160–190 л.с. возрастом до трех лет
Диапазон 160–190 л.с. — первая ступень после льготного порога для новых авто до трех лет. Для двигателей объемом 1–2 л коэффициент составляет 37,5, утиль сбор для авто — 750 000 ₽. При объеме 2–3 л коэффициент возрастает до 96,11, сумма — 1 922 200 ₽. Превышение порога на одну лошадиную силу означает скачок с 3 400 ₽ до 750 000–1 922 200 ₽.
Коэффициент для авто 160–190 л.с. старше трех лет
Для подержанных автомобилей коэффициенты выше на 50–65%. При двигателей объемом 1–2 л коэффициент равен 62,2, сумма — 1 244 000 ₽. При двигателе 2–3 л коэффициент — 144, сумма — 2 880 000 ₽.
Пошаговая инструкция по расчету утильсбора
Для расчета утилизационного сбора на автомобили для физических лиц потребуются: объем двигателя (л), мощность (кВт или л.с.), дата выпуска, категория транспортного средства.
Шаг 1. Определение базовой ставки
Базовая ставка для легковых автомобилей — 20 000 ₽, для грузовиков и автобусов — от 150 000 ₽.
Шаг 2. Выбор коэффициента по мощности и возрасту
Определите характеристики вашего авто:
- объем двигателя;
- мощность двигателя;
- возраст.
Найдите соответствующий коэффициент — он зависит от объема, мощности и возраста авто. Таблицу с новыми коэффициентами можно найти в постановлении Правительства. 1 кВт = 1,35962 л.с. Ровно 160 л.с. — еще льготный режим.
Шаг 3. Расчет
Расчет: 20 000 × коэффициент = сумма сбора. Каждый год коэффициенты индексируются.
Примеры расчета для популярных моделей авто
В таблице примеры утильсбора для новых автомобилей для личного пользования физлиц в 2025 году. Базовая ставка для них — 20 000 ₽.
| Модель | Объем | Мощность | Коэффициент | Утилизационный сбор |
| Toyota Camry 2.5 | 2,5 л | 204 л.с | 101,6 | 2 032 000 ₽ |
| BMW X3 xDrive30i | 2,0 л | 249 л.с. | 42,1 | 842 000 ₽ |
| Mercedes GLE 450 | 3,0 л | 367 л.с. | 150,3 | 3 006 000 ₽ |
| Kia K5 2.5 GT | 2,5 л | 290 л.с. | 126,9 | 2 538 000 ₽ |
| Audi Q7 3.0 TFSI | 3,0 л | 340 л.с. | 150,3 | 3 006 000 ₽ |
Льготы и исключения: когда сбор остается низким
Федеральный закон №89-ФЗ устанавливает категории, освобожденные от уплаты утилизационного сбора на машины.
Беженцы и вынужденные переселенцы
Лица, получившие статус беженца или вынужденного переселенца, освобождаются от уплаты утильсбора при ввозе одного транспортного средства на семью. Условие — автомобиль должен быть в собственности на момент получения статуса. Льгота действует однократно и требует подтверждения статуса документами ФМС.
Участники программы переселения соотечественников
Граждане, участвующие в государственной программе содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, также освобождены от сбора. Необходимо предъявить свидетельство участника программы. Ограничение — один автомобиль на участника.
Дипломатические представительства
Транспортные средства, ввозимые для официального использования дипломатическими и консульскими представительствами, международными организациями, освобождены от утильсбора. Льгота распространяется на служебный транспорт и личные автомобили дипломатов с соответствующим статусом.
Ретроавтомобили старше 30 лет
Коллекционные транспортные средства возрастом более 30 лет не облагаются утилизационным сбором при соблюдении двух условий. Первое — оригинальные двигатель, кузов и рама (при наличии). Второе — автомобиль не используется в коммерческих целях. Статус ретроавтомобиля подтверждается экспертизой.
Временный ввоз
При временном ввозе транспортного средства на срок до одного года утильсбор не взимается. Это актуально для туристов, командированных сотрудников, участников международных мероприятий. При превышении срока или смене режима на постоянный ввоз сбор уплачивается в полном объеме.
Резиденты СЭЗ Калининград
Особая экономическая зона Калининградской области предоставляет льготы резидентам. Транспортные средства, ввезенные для использования на территории СЭЗ, освобождаются от утильсбора. При вывозе автомобиля за пределы зоны на остальную территорию России сбор подлежит уплате.
Льготы для физических лиц до 160 л.с.
Утильсбор для физических лиц остается льготным при личном использовании транспорта до 160 л.с. Условие — регистрация на плательщика в течение 12 месяцев с даты оформления. При нарушении срока придется платить разницу до полной ставки. Льгота применяется автоматически при подаче декларации.
Особенности для юридических лиц
Для юрлиц-производителей предусмотрены промышленные субсидии и особые сроки уплаты (45/90 дней после квартала). Компании, осуществляющие производство транспортных средств на территории России, могут получить компенсацию утильсбора в рамках программ поддержки автопрома.
Советы по минимизации утильсбора
Возможны такие стратегии оптимизации.
Стратегия 1. Выбор модели с учетом порога мощности
При выборе модели обращайте внимание на порог 160 л.с. Разница в утильсборе составит сотни тысяч рублей. Например, Toyota Camry 2.0 (150 л.с.) облагается сбором 3 400 ₽, а Toyota Camry 2.5 (200 л.с.) — уже 2 032 000 ₽. Разница в мощности 50 л.с., разница в сборе — 2 028 600 ₽.
Стратегия 2. Предпочтение турбированным двигателям малого объема
Новая шкала создает преимущество для автомобилей с турбированными двигателями малого объема. BMW X3 xDrive30i с мотором 2,0 л и мощностью 249 л.с. облагается сбором 842 000 ₽. Аналогичный по классу Mercedes GLC 300 с мотором 2,0 л и мощностью 258 л.с. попадает в следующий диапазон (250–280 л.с.) — сбор уже 952 000 ₽. Разница в 9 л.с. стоит 110 000 ₽.
Стратегия 3. Учет возраста автомобиля
Корректное указание даты выпуска в ПТС/ЭПТС влияет на коэффициент. Граница трех лет определяется датой выпуска, а не датой первой регистрации. Автомобиль, выпущенный в декабре 2022 года, до декабря 2025 года считается «новым» (до трех лет). После декабря 2025 года он переходит в категорию «старше трех лет» с увеличением коэффициента на 50–65%.
Стратегия 4. Соблюдение условия 12 месяцев владения
При продаже транспорта ранее 12 месяцев возникает обязанность доплаты до полного размера сбора. Физическое лицо, получившее льготный коэффициент 0,17, при продаже автомобиля через шесть месяцев обязано доплатить разницу до коэффициента 37,5 и выше.
Частые вопросы об утилизационном сборе
Как рассчитать утильсбор для гибридного автомобиля?
Правила зависят от типа гибрида. Для параллельных гибридов (где ДВС механически связан с колесами) — Toyota RAV4 Hybrid, Camry Hybrid, Lexus RX Hybrid — сбор считается только по мощности ДВС. Пример: Toyota RAV4 Hybrid с ДВС 2,5 л и 185 л.с. попадает в диапазон 160–190 л.с., коэффициент 96,11, сбор — 1 922 200 ₽. Для последовательных гибридов (ДВС только заряжает батарею) — Lixiang L7/L9, Voyah Free — расчет ведется по 30-минутной мощности электромотора, как для электромобилей.
Что делать, если мощность указана в кВт?
Пересчет выполняется по формуле: мощность в кВт × 1,35962 = мощность в л.с. Например, 150 кВт × 1,35962 = 203,94 л.с., что соответствует диапазону 190–220 л.с. Граничные значения в кВт: 160 л.с. = 117,68 кВт, 190 л.с. = 139,73 кВт, 220 л.с. = 161,79 кВт.
Можно ли получить освобождение от утильсбора для электромобиля?
Электромобили не освобождены от утилизационного сбора. Для них установлена отдельная шкала коэффициентов, зависящая от мощности электродвигателя. При мощности до 160 л.с. действует льготный коэффициент 0,17. Свыше 160 л.с. применяются повышенные коэффициенты, аналогичные ДВС.
Как влияет страна происхождения на размер утильсбора?
Страна происхождения автомобиля не влияет на размер утилизационного сбора. Коэффициенты одинаковы для транспорта из Японии, Германии, Китая, Кореи и других стран. Однако для автомобилей, произведенных на территории ЕАЭС, предусмотрены механизмы компенсации через промышленные субсидии производителям.
Лаконичные документы — результат продуманного юридического дизайна. Курс Legal Design научит создавать понятные документы за 1,5 недели. Программа подойдет тем, кто хочет внедрять современные подходы в договоры и корпоративные документы.




