О чем материал:
Уголовная ответственность теперь грозит иностранному агенту уже после одного административного штрафа. Раньше для возбуждения уголовного дела требовалось два нарушения. Федеральный закон № 378-ФЗ отменил требование о двух нарушениях в течение года. В статье разбираем, как работает новый механизм ответственности.
Новые правила: уголовная ответственность после одного нарушения
Раньше для уголовного дела требовалось два административных штрафа по статье 19.34 КоАП РФ в течение года. С октября 2025 года достаточно одного штрафа. Уголовная ответственность теперь наступает быстрее.
Как работает новый механизм? Допустим, иноагента оштрафовали по статье 19.34 КоАП РФ за любое нарушение: отсутствие маркировки, опоздание с отчетностью и другие. После уплаты штрафа начинается годичный период. В это время лицо считается подвергнутым административному наказанию (ст. 4.6 КоАП РФ). Любое новое нарушение создает основание для уголовного дела по статье 330.1 УК РФ.
| Что изменилось | Было (до 26.10.2025) | Стало (с 26.10.2025) |
| Сколько штрафов нужно для уголовного дела | Два штрафа за год | Один штраф |
| Санкции по ст. 330.1 УК РФ | До 2–3 лет лишения свободы | Без изменений |
Это означает, что после первого штрафа важно избегать любых новых нарушений в течение года. Повторное нарушение за этот период станет основанием для возбуждения уголовного дела.
Административные штрафы по ст. 19.34 КоАП РФ
Административная ответственность — первый уровень санкций за нарушение требований к иностранным агентам. Статья 19.34 КоАП РФ содержит девять частей по разным видам нарушений. В 2025 году штрафы повысили:
- Граждане: 30–50 тыс. ₽
- Должностные лица: 100–300 тыс. ₽
- Юридические лица: 300–500 тыс. ₽
| Часть | Нарушение | Граждане (₽) | Должностные лица (₽) | Юрлица (₽) | Доп. санкция |
| Ч. 1 | Деятельность без включения в реестр | 30 000–50 000 | 100 000–300 000 | 300 000–500 000 | – |
| Ч. 2 | Непредставление/несвоевременное представление сведений | 30 000–50 000 | 100 000–300 000 | 300 000–500 000 | – |
| Ч. 3 | Неисполнение обязанности по сообщению о статусе | 30 000–50 000 | 100 000–300 000 | 300 000–500 000 | – |
| Ч. 4 | Распространение материалов без маркировки иноагента | 30 000–50 000 | 100 000–300 000 | 300 000–500 000 | + конфискация |
| Ч. 5 | Распространение материалов руководителями без маркировки | 30 000–50 000 | – | – | – |
| Ч. 6 | Нарушение порядка размещения отчета | 30 000–50 000 | 100 000–300 000 | 300 000–500 000 | – |
| Ч. 7 | Неисполнение обязанности по учреждению российского юрлица | 30 000–50 000 | 100 000–300 000 | 300 000–500 000 | – |
| Ч. 8 | Несоблюдение ограничений, связанных со статусом | 30 000–50 000 | 100 000–300 000 | 300 000–500 000 | – |
| Ч. 9 | Нарушения ч. 1–8 иностранным гражданином | 30 000–50 000 | – | – | + выдворение |
В практике правоприменения часто встречаются нарушения, связанные с отсутствием маркировки иностранного агента в публикациях (часть 4) и несвоевременным представлением отчетности (часть 2). С осени 2023 года Роскомнадзор и Министерство юстиции начали массовую кампанию по выявлению таких нарушений. Роскомнадзор систематически проверяет публикации в социальных сетях. Минюст контролирует своевременность и полноту представления отчетности.
Уголовные последствия по ст. 330.1 УК РФ
За нарушение законодательства об иностранных агентах предусмотрена уголовная ответственность по статье 330.1 УК РФ. Она содержит три состава преступления с разными санкциями. В октябре 2025 года изменили части 1 и 2 этой статьи — снизили порог для уголовного преследования.
Часть 1: когда лицо занимается деятельностью иностранного агента, но не зарегистрировалось. Например, человек получает иностранное финансирование и публикует материалы, но не подал заявление в Минюст о включении в реестр. Это нарушение совершается бездействием: не сделал то, что требует закон.
Часть 2: когда иноагент уже в реестре, но нарушает правила работы. Например, публикует материалы без маркировки «иностранный агент», не сдает отчеты в Минюст вовремя, неправильно размещает отчеты на сайте или не соблюдает ограничения из закона. Большинство уголовных дел возбуждается именно по части 2, потому что эти нарушения встречаются чаще всего.
Часть 3 касается более серьезных деяний. Она применяется, когда человек собирает информацию о военной или военно-технической деятельности России и при этом не регистрируется как иноагент. Важное условие: часть 3 используют только если действия не подпадают под шпионаж (статья 276 УК РФ) или государственную измену (статья 275 УК РФ).
Штрафы и исправительные работы
Уголовная ответственность по частям 1 и 2 статьи 330.1 УК РФ предусматривает альтернативные виды наказаний. Суд выбирает конкретную меру с учетом обстоятельств дела, личности виновного и степени общественной опасности деяния.
По части 1 максимальный штраф составляет 300 тыс. ₽ или доход осужденного за период до двух лет. По части 2 размер штрафа выше — до 500 тыс. ₽ или доход за период до трех лет. Такая градация отражает более высокую общественную опасность активного нарушения установленного порядка по сравнению с пассивным уклонением.
Альтернативой штрафу служат обязательные или исправительные работы. Обязательные работы назначаются на срок до 480 часов. Их выполняют в свободное от основной работы время на объектах, определяемых органами местного самоуправления. Исправительные работы отбываются по месту работы осужденного сроком до двух лет по части 1 и до трех лет по части 2. При исправительных работах из заработной платы осужденного удерживают деньги в доход государства.
Лишение свободы и судебная практика
Самая строгая мера — лишение свободы: до двух лет по части 1 и до трех лет по части 2. Судимость по этим частям относится к преступлениям небольшой тяжести. Она погашается через год после отбытия наказания. Реальные сроки лишения свободы назначаются при наличии отягчающих обстоятельств или значительной степени общественной опасности. Условное осуждение возможно, но судебная практика показывает, что суды чаще назначают реальные сроки лишения свободы.
Дополнительные ограничения и запреты
Помимо штрафов и лишения свободы, иноагенты сталкиваются с запретами по Федеральному закону № 255-ФЗ от 14.07.2022 «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».
Организациям-иноагентам запрещено:
- участвовать в выборах и референдумах;
- вести образовательную деятельность;
- финансировать политические партии;
- получать госконтракты;
- получать госимущество;
- учреждать СМИ;
- работать с критической IT-инфраструктурой.
Физическим лица-иноагентам запрещено:
- работать в органах власти (в т.ч. выборные должности);
- состоять в избирательных комиссиях;
- получать допуск к гостайне;
- преподавать несовершеннолетним.
Ограничения действуют, пока лицо в реестре. После исключения из реестра их снимают. Однако на практике исключение из реестра происходит редко.
Что делать при получении штрафа
Правильные действия при привлечении к административной ответственности могут предотвратить уголовное дело. Административное постановление теперь создает основание для уголовного преследования.
Шаг 1. Проверка постановления на ошибки
При получении постановления по статье 19.34 КоАП РФ необходимо немедленно провести его проверку. Любая процессуальная ошибка может стать основанием для отмены постановления, что предотвратит создание базы для будущего уголовного дела.
Проверка процессуальных сроков. Согласно статье 28.5 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении должен быть составлен немедленно после выявления нарушения или в течение двух суток. Если протокол составлен с нарушением этих сроков без объективных причин, это основание для оспаривания. Также важно проверить срок рассмотрения дела — по статье 29.6 КоАП РФ дело должно быть рассмотрено в течение 15 дней с момента получения материалов судом или должностным лицом.
Правильность квалификации. В постановлении обязательно должна быть указана конкретная часть статьи 19.34 КоАП РФ, по которой квалифицировано нарушение. Статья содержит девять различных составов. Описание действий в постановлении должно четко соответствовать вменяемой части статьи. Если вменяют нарушение маркировки, но фактически речь о задержке отчета — это неправильная квалификация, которая делает постановление незаконным.
Соблюдение процессуальных прав. При составлении протокола лицу должны были разъяснить его права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ — право давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, пользоваться юридической помощью. В материалах дела должна быть отметка о разъяснении прав. Если лицу не предоставили возможность представить возражения или не обеспечили участие защитника в случаях, когда это обязательно по закону, постановление подлежит отмене.
Достаточность и законность доказательств. Постановление должно быть основано на достаточных доказательствах вины. Простое утверждение о нарушении без документального подтверждения недопустимо. Например, при обвинении в отсутствии маркировки должны быть скриншоты публикаций с указанием даты и времени. При нарушении сроков отчетности — доказательства того, когда материалы должны были быть представлены и когда фактически поступили. Все доказательства должны быть получены законным путем — нарушение процедуры их получения делает их недопустимыми.
Типичные основания для обжалования включают нарушение процессуальных сроков при составлении протокола или рассмотрении дела, неправильную квалификацию действий, недостаточность доказательств вины и несоблюдение процессуальных прав привлекаемого лица. Также важно проверить правомочность должностного лица, составившего протокол — по статье 28.3 КоАП РФ протоколы по статье 19.34 вправе составлять только уполномоченные должностные лица Министерства юстиции и Роскомнадзора.
На обжалование постановления отводится всего 10 дней с момента получения копии постановления согласно статье 30.3 КоАП РФ. Пропуск этого срока делает постановление вступившим в законную силу, что создает основу для возможного уголовного преследования при повторном нарушении. Поэтому проверку нужно провести немедленно после получения постановления.
Шаг 2. Обжалование и уплата штрафа
Многие иностранные агенты, получив постановление, спешат оплатить штраф. Но уплата штрафа по статье 19.34 КоАП РФ без предварительного обжалования фактически означает признание вины и создает юридическое основание для возбуждения уголовного дела при любом последующем нарушении.
Законный способ избежать последствий — обжалование. Обжаловать можно двумя способами: подать жалобу в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу или обжаловать непосредственно в районном суде по месту рассмотрения дела.
Выбор между этими вариантами остается за лицом, привлекаемым к ответственности. Согласно статье 30.1 КоАП РФ, оба способа равнозначны по своим правовым последствиям.
На обжалование постановления отводится 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (статья 30.3 КоАП РФ). Этот срок может быть восстановлен судом или должностным лицом в случае его пропуска по уважительным причинам, но лучше не допускать пропуска.
Жалоба составляется в письменной форме и должна содержать указание на то, кем подается, какое постановление обжалуется, в чем заключаются нарушения закона, доводы лица и его требования. К жалобе прилагаются документы, подтверждающие изложенные в ней обстоятельства.
Согласно части 2 статьи 31.1 КоАП РФ, подача жалобы в установленный срок приостанавливает исполнение постановления до момента рассмотрения жалобы. Это означает, что пока рассматривается жалоба, штраф не может быть взыскан принудительно, годичный срок «нахождения под наказанием» не начинается, и соответственно отсутствует база для возможного уголовного преследования.
Если жалоба была подана в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу и была оставлена без удовлетворения, решение по жалобе можно обжаловать в районный суд в течение 10 суток (статья 30.9 КоАП РФ). Если же жалоба изначально подавалась в районный суд и суд оставил постановление без изменения, решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам областного (краевого, республиканского) суда также в течение 10 суток со дня вручения копии решения.
В жалобе необходимо детально указать все процессуальные нарушения, выявленные при проверке постановления: нарушение сроков составления протокола или рассмотрения дела, несоблюдение процессуальных прав, недостаточность доказательств, неправильную квалификацию действий. Каждое нарушение должно быть подтверждено ссылками на нормы КоАП РФ.
Теоретически возможно просить о прекращении дела на основании статьи 2.9 КоАП РФ за малозначительностью. Малозначительным признается административное правонарушение, которое формально содержит признаки состава, но не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Однако судебная практика по делам об иностранных агентах показывает, что суды редко применяют эту норму, поскольку нарушения законодательства об иностранных агентах рассматриваются как посягательство на суверенитет государства.
Тем не менее, в исключительных случаях — например, при незначительной задержке отчетности на несколько дней по объективным причинам — ссылка на малозначительность может быть эффективной.
Шаг 3. Предотвращение повторных нарушений
При наличии административного штрафа или включении в реестр иноагентов необходимо организовать постоянный контроль за соблюдением закона. После изменений октября 2025 года любое второе нарушение в течение года после первого штрафа приводит к возбуждению уголовного дела. Рассмотрим несколько направлений, по которым стоит усилить работу.
1. Контроль маркировки материалов
Отсутствие или неправильное размещение маркировки иностранного агента — одно из наиболее частых нарушений, выявляемых Роскомнадзором. Согласно части 12 статьи 9 Федерального закона № 255-ФЗ, иностранный агент обязан сопровождать каждое сообщение и материал, создаваемые и (или) распространяемые им, маркировкой, указывающей на его статус. Маркировка должна размещаться в начале сообщения или материала и содержать точную формулировку, установленную законом.
Все без исключения публикации в социальных сетях, статьи на сайтах, видеоматериалы на видеохостингах, аудиоподкасты и любые другие формы контента должны содержать маркировку. Распространенная ошибка — маркировать только основные публикации, пропуская репосты, комментарии или Stories.
Маркировка должна размещаться именно в начале материала, а не в конце или в середине. Для текстовых публикаций в социальных сетях маркировка должна быть первым абзацем. Для видео — в первых кадрах и в описании. Для статей на сайтах — до основного текста.
2. Отчетность в Минюст
Несвоевременное представление отчетности или представление неполной отчетности — второе по частоте нарушение после проблем с маркировкой. Часть 1 статьи 9 Федерального закона № 255-ФЗ устанавливает обязанность иностранного агента представлять в уполномоченный орган (Минюст) отчет о своей деятельности два раза в год — не позднее 15 января за период с 1 июля по 31 декабря предыдущего года и не позднее 15 июля за период с 1 января по 30 июня текущего года. Отчет должен содержать информацию о целях расходования денежных средств и иного имущества, о фактическом расходовании, о персональном составе руководящих органов (для юридических лиц).
Необходимо организовать раздельный бухгалтерский учет всех доходов и расходов, связанных с деятельностью в качестве иностранного агента. Даже если лицо ведет и другую деятельность, операции, связанные со статусом иностранного агента, должны учитываться отдельно.
Задержка даже на один день формально создает состав нарушения по части 2 статьи 19.34 КоАП РФ. Рекомендуется подавать отчеты за 5-7 дней до крайнего срока, чтобы иметь запас времени на случай технических проблем с приемом документов или необходимости доработки.
Обязательно сохранять копии всех представленных отчетов вместе с документальными подтверждениями их отправки и получения Минюстом. Если отчет представляется в электронной форме через личный кабинет на сайте Минюста — сохранять скриншоты с отметкой о приеме и номером обращения.
3. Организация документооборота
Для доказательства добросовестного соблюдения законодательства необходимо организовать систему документооборота, позволяющую в любой момент подтвердить выполнение всех требований закона. Основой такой системы является реестр всех публикаций с обязательной отметкой о наличии маркировки. В реестре фиксируется дата публикации, название материала, платформа размещения (ВКонтакте, Telegram, YouTube и т.д.), прямая ссылка на материал и подтверждение наличия правильной маркировки (скриншот публикации с видимой маркировкой). При возникновении претензий от Роскомнадзора этот реестр позволит оперативно доказать, что на момент публикации маркировка присутствовала.
Также рекомендуется создать папку с документами, подтверждающими соблюдение всех требований законодательства: копии всех отчетов в Минюст с подтверждениями отправки, копии ответов Минюста на отчеты, документы о внутренних процедурах контроля маркировки, протоколы обучения сотрудников, переписка с контролирующими органами по вопросам compliance. Эта документация формирует доказательную базу добросовестности при возможных будущих разбирательствах.
4. Система внутреннего контроля
Даже при наличии всех процедур и регламентов человеческий фактор может привести к нарушениям. Поэтому необходима система постоянного внутреннего контроля. Рекомендуется проводить еженедельные проверки соблюдения требований: аудит всех публикаций за неделю на предмет наличия маркировки, проверка актуальности реестра публикаций, контроль приближения сроков отчетности, мониторинг изменений в законодательстве и правоприменительной практике.
Необходим постоянный мониторинг изменений законодательства об иностранных агентах. При выявлении изменений необходимо оперативно корректировать внутренние процедуры и проводить внеплановое обучение сотрудников.
Запишитесь на курс «Эффективные переговоры» — получите реальные навыки ведения переговоров и уверенность в любых деловых встречах. Начните прокачивать свое мастерство переговорщика.




